• Николай
  • 4 мин. чтения
  • Статьи

Синхронизаторы для вспышек: какие бывают и когда можно без них обойтись

Самый просто способ улучшить свет накамерной вспышки и сделать его более красивым и «породистым» — это снять вспышку с камеры и отодвинуть её в сторону, чтобы свет не бил модели «в лоб». Но есть одна проблема: вытащенной из горячего башмака вспышке надо как-то объяснить, в какой именно момент ей нужно срабатывать. 

Для синхронизации момента срабатывания вспышки с моментом открытия затвора на камере используется специальный прибор, который так и называется — синхронизатор. Собрали в этом тексте основную информацию, которая поможет понять, как он работает, как его выбрать и что учитывать при этом.

Вспышка на стойке, дешёвый софтбокс, синхронизатор — и ты уже практически профессионал / Фото: digital-photography-school.com

Недорогие универсальные синхронизаторы
«Умные» TTL-синхронизаторы
Как удалённо поджечь вспышку без синхронизатора
Переключаем вспышку в Slave-режим
Используем продвинутую систему оптической синхронизации вспышек

Недорогие универсальные синхронизаторы

Самые простые синхронизаторы стоят недорого и умеют выполнять одну-единственную функцию: передавать сигнал с камеры на вспышку и тем самым «поджигать» её. В комплект входит передатчик (он устанавливается в горячий башмак камеры и отправляет сигнал в момент нажатия на спуск) и один или несколько приёмников. 

Чаще всего такие простые модели универсальны, и их можно использовать практически с любой камерой, у которой есть центральный синхроконтакт в горячем башмаке — хоть с зеркалкой Nikon, хоть с беззеркалкой Sony, а можно и вовсе с камерой Pentax.

Комплект универсальных синхронизаторов — передатчик (в центре) и два приёмника, один из приёмников присоединён ко вспышке / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Из настроек у простых синхронизаторов есть только выбор канала, на котором он работает (обычно доступно 12-16 каналов). Возможность изменить канал пригодится, если рядом с вами работает другой фотограф с таким же синхронизатором: при работе на разных каналах вы не будете мешать друг другу. 

Среди простых синхронизаторов встречаются модели, рассчитанные на работу с камерами одного конкретного производителя. Например, синхронизаторы Yongnuo RF-603 выпускаются отдельно для Nikon, отдельно для Canon, отдельно для Sony. Никаких дополнительных возможностей у них нет, и не совсем понятно, зачем делать разные модели вместо одной универсальной. При покупке такого синхронизатора важно выбирать версию именно для своей камеры.

Ещё одна особенность Yongnuo RF-603: каждый синхронизатор может быть как приёмником, так и передатчиком. Они абсолютно одинаковые, а режим работы выбирается специальным переключателем на корпусе / Фото: digital-photography-school.com

Основное неудобство при работе с простым синхронизатором состоит в том, что вспышка с ним будет работать только в ручном режиме, и фотографу нужно хотя бы немного понимать, какие настройки нужно выставить на камере и на вспышке, чтобы получить приличный результат. А если нужно поменять мощность вспышки, сделать это можно только с помощью кнопок на её корпусе. 

Отдельно отметим синхронизаторы для студийных моноблоков. По внешнему виду и цене они похожи на недорогие синхронизаторы для накамерных вспышек, и неопытный фотограф по ошибке может купить не тот синхронизатор. Главное их отличие в том, что у студийного синхронизатора нет горячего башмака для установки накамерной вспышки, а есть провод с разъёмом 3,5 мм или 6,5 мм для подключения к гнезду в моноблоке. Пример такого синхронизатора — Falcon Eyes RF-AC425.

«Умные» TTL-синхронизаторы

Если хочется задействовать все функции накамерной вспышки (например, работу в автоматическом TTL-режиме или высокоскоростную синхронизацию на коротких выдержках), нужен более продвинутый синхронизатор. Универсальных моделей в этой категории нет, и выбирать синхронизатор нужно именно для той системы, с которой работает фотограф. Это могут быть как «родные» синхронизаторы (например, синхронизатор Sony для вспышек и камер Sony), так и синхронизаторы сторонних производителей.

Радиосинхронизатор Sony FA-WRC1M будет хорошим выбором для работы со вспышками Sony / Фото: markgaler.com

Следующее, на что стоит обратить внимание при выборе TTL-синхронизатора, это на те вспышки, с которыми его будут использовать. Дело в том, что во многих современных вспышках уже встроен приёмник для синхронизации по радиоканалу. Так что если использовать синхронизатор того же производителя, не надо будет покупать комплект синхронизаторов c приемником и передатчиком, достаточно будет одного передатчика. 

Например, у вспышки Godox Thinklite TT350S для Sony есть встроенный приёмник, а для управления ей подойдёт синхронизатор Godox X2T-S. Аналогично, для управления вспышкой Yongnuo Speedlite YN685 II для Canon достаточно одного передатчика Yongnuo YN-622C II. Если же у вспышки не встроенного приёмника, нужен комплект из двух синхронизаторов: приёмник на вспышку, передатчик на камеру. Например, для работы со вспышкой Nikon Speedlight SB-700 понадобится передатчик Godox X2T-N и приёмник Godox X1R-N.

Используя TTL-синхронизаторы, со вспышкой можно работать в полностью автоматическом TTL-режиме, при котором камера сама выберет необходимую мощность вспышки для правильной экспозиции. Ну а если необходимо выставить мощность вспышки вручную, фотографу не нужно бегать к стойке со вспышкой — все настройки можно поменять либо на передатчике синхронизатора, либо через меню камеры. Более того, если вспышек несколько (например, для рисующего, заполняющего и контрового света), их можно назначить в разные группы и настраивать мощность для каждой из групп по отдельности.

Используя синхронизатор Godox XPro-F, можно назначить вспышк в пять разных групп (A-E) с разными настройками / Фото: www.fujirumors.com

На всякий случай уточним, что продвинутый TTL-синхронизатор позволяет использовать все функции вспышки, но не добавляет те возможности, которых у вспышки нет. Если у фотографа есть только простая мануальная вспышка без TTL, то она не будет работать в TTL-режиме, даже если подключить к ней TTL-синхронизатор. А чтобы использовать высокоскоростную синхронизацию, эта функция должна быть и у камеры, и у синхронизатора, и у вспышки. 

Как удалённо запустить вспышку без синхронизатора

Если синхронизатора под рукой нет (например, в нём сели батарейки или фотограф ещё не обзавёлся этим гаджетом), а вспышку надо поставить на стойку и зажигать удалённо, можно использовать другие способы управления вспышкой.

Переключаем вспышку в Slave-режим

Самый простой способ поджечь вспышку удалённо, это переключить её в slave-режим (по-русски он чаще всего называется режимом ведомой вспышки). В этом режиме вспышка срабатывает, когда видит импульс от другой вспышки (которая называется ведущей, или master).

Способ простой, но у него довольно много минусов, о которых сейчас и поговорим. Во-первых, чтобы поджечь ведомую вспышку, нужна ведущая вспышка, которая стоит на камере. Если у камеры есть встроенная вспышка, можно использовать её. Если нет, нужна дополнительная накамерная вспышка — а она чаще всего стоит дороже, чем синхронизатор. Так что метод с ведущей и ведомой вспышкой хорош только в том случае, когда у фотографа уже есть несколько вспышек, но нет под рукой синхронизатора. 

Во-вторых, ведомая (slave) вспышка должна находиться в пределах прямой видимости, чтобы поймать свет от ведущей. Если на ведомую вспышку установлен громоздкий софтбокс, закрывающий светоприёмник, или она находится за спиной модели, то она может срабатывать не всегда, и фотографу нужно внимательно за этим следить и проверять практически каждый отснятый кадр. Похожие проблемы возникают, когда вокруг слишком много света — например, на ярком солнце slave-вспышка вряд ли увидит нужный сигнал.

Ну и третий минус такой же, как и при работе с простыми синхронизаторами: настройки на ведомой вспышке можно изменить только с помощью кнопок на корпусе самой вспышки. 

Стоит отметить, что вспышку можно использовать не только когда синхронизатора нет, но и тогда, когда вспышек много, а приёмников синхронизатора на все вспышки не хватает (например, вспышек три, а приёмников всего два). В этом случае можно установить имеющиеся синхронизаторы на вспышки, а оставшиеся без синхронизатора перевести в slave-режим.

Используем продвинутую систему оптической синхронизации вспышек

У некоторых камер Nikon, Canon и Sony есть возможность не просто поджигать удаленные вспышки с помощью встроенной, а гибко управлять их мощностью, использовать TTL-режим на удалённых вспышках и менять настройки прямо из меню камеры, без необходимости каждый раз бегать к вспышке и крутить настройки на ней.

Это почти так же удобно, как при использовании TTL-синхронизатора, но вспышки не могут находиться далеко друг от друга (обычно не более 10 метров). Сам метод на сегодняшний день считается уже устаревшим, и вместо него производители встраивают в современные вспышки приёмник для работы с радиосинхронизатором.

Для управления внешними вспышками с камеры Nikon нужно перевести встроенную вспышку в командный режим. После этого появится возможность назначать ведомым вспышкам разные группы и регулировать и режим и мощность / nikonians.org
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest