• Николай
  • 6 мин. чтения
  • Статьи

Стив МакКарри: «Плёнка или цифра — не имеет никакого значения»

Кадр из документального фильма о Стиве МакКарри «The Pursuit of Colour», выпущенного в 2021 году. Режиссёр: Denis Delestrac

Стив МакКарри (Steve McCurry) — один из самых знаменитых фотографов конца XX–начала XXI века. Его «Афганская девочка» или, как её ещё называют, «Афганская Мона Лиза» появилась на обложке National Georaphic и стала символом Афганской войны и одним из самых узнаваемых кадров XX века.

МакКарри родился в Филадельфии в 1950 году. В университете он сначала изучал кинематограф, затем сменил специализацию на театральное искусство. Увлечение фотографией, как и у многих его современников, появилось после того, как он увидел снимки в журнале Time.

Помню, я увидел фоторепортаж выдающегося новозеландского фотографа Брайана Брейка. Он рассказывал о муссонах, это был 1961 год. Это произвело на меня неизгладимое впечатление. Я тогда подумал: «Вот это да, я хочу увидеть это своими глазами». Тогда это казалось драматичным и волшебным одновременно. Двадцать лет спустя после публикации фотоэссе Брейка я отправился в Индию и стал свидетелем тех же пейзажей. Помню, что меня ошеломило количество людей на улицах. И запахи, повсюду очень сильные запахи. Это всё поражало воображение.

В Индии МакКарри прошел стажировку в местной газете, а затем работал фотографом-фрилансером. Тогда он и познакомился с двумя афганцами, которые рассказали ему о войне, которая шла в их стране. МакКарри надел традиционные афганские одежды и перешёл границу. В лагере сопротивления он сделал несколько выдающихся снимков, которые принесли ему почётную Золотую медаль Роберта Капы за лучший фоторепортаж в 1980 году.

Снимки, сделанные в Афганистане в 1979–1980-х годах. Фото: Steve McCurry

Афганистан был самым опасным местом, в котором я когда-либо бывал. А я бывал в страшных ситуациях. Например, в Словении я попал в авиакатастрофу, в Бейруте и Камбодже фотографировал во время гражданских войн. Но в Афганистане было хуже всего. Было столько тяжёлых боёв, повсюду царил хаос. Я не понимал, где и когда мне нужно оказаться, чтобы сделать кадры.

МакКарри часто называют военным фотографом. Но сам себя он считает документалистом и исследователем человека.

Я часто слышу, что меня называют военным корреспондентом, но это не так. Я фотографировал людей, оказавшихся в зоне конфликта. Несколько раз я попадал под обстрел. Но меня никогда не интересовали боевые действия. Меня интересует человек, его реакция. Я не хочу быть загнанным в угол — я считаю, что важно продолжать развиваться, экспериментировать, изобретать себя заново. Иначе это всё равно, что бить в барабан, повторяя одну и ту же ноту. Я думаю, вам должно хотеться расти, эволюционировать, меняться, пробовать разные вещи.
Тренировка монахов в Шаолиньском монастыре, 2004 год. Фото: Steve McCurry

Самое важное на снимках МакКарри — человек, его эмоции и занятия. Он вдохновился фотопроектом венгерского фотохудожника Андре Кертеса On Reading («О чтении»), и выпустил фотокнигу с тем же названием.

Я очарован всеми проявлениями человеческого поведения. Я бы с удовольствием написал книгу о людях, которые играют, работают, веселятся, влюблены… Заняты жизнью, понимаете?

Кроме Кертеса, на профессиональном пути МакКарри вдохновлялся работами величайших фотографов: Анри-Картье Брессона, Эллиота Эрвитта, Доротеи Ланг, Эрнста Хааса, Юджина Смита, а позже Дона Маккаллина. Не нужна докторская степень по фотографии, чтобы проследить, как эти гиганты документальной фотографии повлияли на мощный портретный стиль МакКарри, чьи характерные черты — прямой зрительный контакт и виртуозное обращение с естественным светом.

Портретному стилю и сочным цветам МакКарри подражают многие. Индийский пастух, 2008 год. Фото: Steve McCurry

Фотография для МакКарри, по его признанию, это «просто причудливый, поэтичный взгляд на человечество». Самые лучшие фотографии всегда остаются со зрителем, это снимки, которые он не может забыть. Снимки Брессона, уверен МакКарри, остаются актуальным и сейчас, ведь его работы посвящены человечеству и миру, в которым мы живём.

Но что бы ни вкладывал фотограф в снимок, финальное прочтение фотографии остаётся за зрителем, считает МакКарри.

Я думаю, лучше, если зритель сам интерпретирует снимок, придумывает свою собственную историю, создаёт свой смысл для фотографии. Иногда в кадре кроется больше, чем один смысл, он многослойный. А иногда нет вообще никакого смысла! Но вы вкладываете в него смысл, историю, которая, возможно, даже лучше реальности. Бывает, что вам кажется, что вы видите на снимке то, чего на самом деле там нет. Это нормально.
О чём эта фотография для вас? Индия, 1995 год. Фото: Steve McCurry

Помимо «Афганской девочки», с именем МакКарри тесно ассоциируется плёнка Kodachrome. Её цветам и полутонам до сих пор многие фотографы пытаются подражать при обработке. 

Последнюю катушку Kodachrome, которая сошла с конвейеров Kodak, МакКарри попросил отдать ему. Как дань уважения легенде, команда National Geographic создала фильм о последних в истории 36 кадрах, снятых на Kodachrome.

Несколько кадров на последнюю в истории плёнку Kodachrome МакКарри отснял в Нью-Йорке, а остальные — в Индии

Однако у МакКарри нет ностальгии по аналоговым временам или интереса к возрождению плёночной фотографии.

Мне кажется, что не имеет никакого значения — чёрно-белая или цветная, цифровая или плёночная, полароид, пинхол, 35 мм или что-либо ещё. Делайте то, что больше всего нравится вам как фотографу. Хотите снимать на плёнку — это здорово! Я же предпочитаю цифровую фотографию за её удобство.

Сейчас МакКарри снимает на Leica SL-2. К ней он предпочитает объективы 24-90mm f/2.8, 15-35mm f/3.5-f/4.5 и 90-280mm f/2.8-f/4. Про признанию фотографа, это лучшая камера, на которую ему доводилось снимать. На смартфоне МакКарри десятки тысяч фотографий — он использует его как блокнот для заметок или как инструмент для моментальных снимков.

Один из нью-йоркских кадров на легендарную последнюю Kodachrome. Узнали человека на фотографии? Фото: Steve McCurry

Сейчас Стиву 72 года, он женат, у него есть маленькая дочь, и он любит путешествовать со своей семьей, выступая с докладами на крупных фотомероприятиях, таких как Xposure и Still Shooting.

Но на пенсию МакКарри не торопится. Хоть дни съёмок в зонах военных конфликтов прошли, он продолжает через свой объектив изучать культуры различных стран — увлечение, которое он пронёс через весь свой творческий путь. Но его творческие планы этим не ограничиваются.

Я бы хотел поснимать обнажённую натуру. Хочу сделать чёрно-белый фотопроект. Хочу снять проект по архитектуре. Я старею — и хочу сделать фотопроект о старении. Хочу написать книгу о животных! Хочу написать книгу, ради которой я бы мог отправиться в любую точку мира и сфотографировать любое животное. Это было бы весело. Дайте мне сходить на крупнейшую в мире выставку собак или в центр спасения слонов или орангутангов. Живём один раз, так почему бы не сделать это? Если вы не попытаетесь, у вас никогда не будет такого опыта. Я хочу бросить себе вызов, и если я доберусь до конца, но у меня ничего не получится — без проблем! Я отступлю.
МакКарри снимает не только портреты, но и пейзажи. Вот, например, симметричные текстуры Джодхпура, города в штате Раджастан. Индия, 1996 год. Фото: Steve McCurry

В 2011 году редакция National Geographic выпустила книгу National Geographic Complete Photography, в которой собрала советы, инструкции и истории о фотографии от знаменитых фотографов журнала, включая включая Стива МакКарри, Энни Гриффитс, Франса Лантинга и Джоди Кобб. В качестве бонуса к интервью публикуем некоторые идеи из этой книги.

  • Путешествие — это побег, и желание сбежать часто приводит на природу. Подготовьтесь к такому путешествию, чтобы потом не жалеть об упущенных фотовозможностях.
  • Вероятно, часть пути вы проведёте в машине. Ведите машину медленно. Сюжеты могут быть более тонкими, менее бросающимися в глаза, чем в городе. Чаще останавливайтесь. Разговаривайте с местными жителями, такие беседы могут открыть перед вами неожиданные возможности.
  • Чтобы отдать должное широте раскинувшихся перед вами пейзажей, используйте широкоугольный объектив или сделайте панорамный снимок. Оглянитесь вокруг. Может быть, вы увидите необычное обрамление или интересный передний план, через который вам удастся снять нетривиальную фотографию.

Читайте также:
Планы в фотографии: что это, как добиться на съёмке

Железнодорожная станция Старого Дели в лучах закатного солнца. Фото: Steve McCurry

И ещё несколько советов от авторов книги:

Избегайте очевидного. Если все остальные кинулись фотографировать закат, повернитесь и снимайте сцену в лучах заходящего солнца. Это самый лучший свет.

Используйте силуэты. Контровой свет от солнца, перевалившего через зенит, поможет создать эффектные снимки.

Если вы путешествуете вдоль моря, снимайте тогда, когда вода самого лазурного цвета. На Карибах это полдень. На рассвете и вечером свет отражается от воды, а не проходит сквозь неё.

При подготовке текста использованы материалы National Geographic, Amateur Photographer и The Talks.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest