Стив МакКарри (Steve McCurry) — один из самых знаменитых фотографов конца XX–начала XXI века. Его «Афганская девочка» или, как её ещё называют, «Афганская Мона Лиза» появилась на обложке National Georaphic и стала символом Афганской войны и одним из самых узнаваемых кадров XX века.
МакКарри родился в Филадельфии в 1950 году. В университете он сначала изучал кинематограф, затем сменил специализацию на театральное искусство. Увлечение фотографией, как и у многих его современников, появилось после того, как он увидел снимки в журнале Time.
В Индии МакКарри прошел стажировку в местной газете, а затем работал фотографом-фрилансером. Тогда он и познакомился с двумя афганцами, которые рассказали ему о войне, которая шла в их стране. МакКарри надел традиционные афганские одежды и перешёл границу. В лагере сопротивления он сделал несколько выдающихся снимков, которые принесли ему почётную Золотую медаль Роберта Капы за лучший фоторепортаж в 1980 году.
МакКарри часто называют военным фотографом. Но сам себя он считает документалистом и исследователем человека.
Самое важное на снимках МакКарри — человек, его эмоции и занятия. Он вдохновился фотопроектом венгерского фотохудожника Андре Кертеса On Reading («О чтении»), и выпустил фотокнигу с тем же названием.
Кроме Кертеса, на профессиональном пути МакКарри вдохновлялся работами величайших фотографов: Анри-Картье Брессона, Эллиота Эрвитта, Доротеи Ланг, Эрнста Хааса, Юджина Смита, а позже Дона Маккаллина. Не нужна докторская степень по фотографии, чтобы проследить, как эти гиганты документальной фотографии повлияли на мощный портретный стиль МакКарри, чьи характерные черты — прямой зрительный контакт и виртуозное обращение с естественным светом.
Фотография для МакКарри, по его признанию, это «просто причудливый, поэтичный взгляд на человечество». Самые лучшие фотографии всегда остаются со зрителем, это снимки, которые он не может забыть. Снимки Брессона, уверен МакКарри, остаются актуальным и сейчас, ведь его работы посвящены человечеству и миру, в которым мы живём.
Но что бы ни вкладывал фотограф в снимок, финальное прочтение фотографии остаётся за зрителем, считает МакКарри.
Помимо «Афганской девочки», с именем МакКарри тесно ассоциируется плёнка Kodachrome. Её цветам и полутонам до сих пор многие фотографы пытаются подражать при обработке.
Последнюю катушку Kodachrome, которая сошла с конвейеров Kodak, МакКарри попросил отдать ему. Как дань уважения легенде, команда National Geographic создала фильм о последних в истории 36 кадрах, снятых на Kodachrome.
Однако у МакКарри нет ностальгии по аналоговым временам или интереса к возрождению плёночной фотографии.
Сейчас МакКарри снимает на Leica SL-2. К ней он предпочитает объективы 24-90mm f/2.8, 15-35mm f/3.5-f/4.5 и 90-280mm f/2.8-f/4. Про признанию фотографа, это лучшая камера, на которую ему доводилось снимать. На смартфоне МакКарри десятки тысяч фотографий — он использует его как блокнот для заметок или как инструмент для моментальных снимков.
Сейчас Стиву 72 года, он женат, у него есть маленькая дочь, и он любит путешествовать со своей семьей, выступая с докладами на крупных фотомероприятиях, таких как Xposure и Still Shooting.
Но на пенсию МакКарри не торопится. Хоть дни съёмок в зонах военных конфликтов прошли, он продолжает через свой объектив изучать культуры различных стран — увлечение, которое он пронёс через весь свой творческий путь. Но его творческие планы этим не ограничиваются.
В 2011 году редакция National Geographic выпустила книгу National Geographic Complete Photography, в которой собрала советы, инструкции и истории о фотографии от знаменитых фотографов журнала, включая включая Стива МакКарри, Энни Гриффитс, Франса Лантинга и Джоди Кобб. В качестве бонуса к интервью публикуем некоторые идеи из этой книги.
- Путешествие — это побег, и желание сбежать часто приводит на природу. Подготовьтесь к такому путешествию, чтобы потом не жалеть об упущенных фотовозможностях.
- Вероятно, часть пути вы проведёте в машине. Ведите машину медленно. Сюжеты могут быть более тонкими, менее бросающимися в глаза, чем в городе. Чаще останавливайтесь. Разговаривайте с местными жителями, такие беседы могут открыть перед вами неожиданные возможности.
- Чтобы отдать должное широте раскинувшихся перед вами пейзажей, используйте широкоугольный объектив или сделайте панорамный снимок. Оглянитесь вокруг. Может быть, вы увидите необычное обрамление или интересный передний план, через который вам удастся снять нетривиальную фотографию.
Читайте также:
Планы в фотографии: что это, как добиться на съёмке
И ещё несколько советов от авторов книги:
Избегайте очевидного. Если все остальные кинулись фотографировать закат, повернитесь и снимайте сцену в лучах заходящего солнца. Это самый лучший свет.
Используйте силуэты. Контровой свет от солнца, перевалившего через зенит, поможет создать эффектные снимки.
Если вы путешествуете вдоль моря, снимайте тогда, когда вода самого лазурного цвета. На Карибах это полдень. На рассвете и вечером свет отражается от воды, а не проходит сквозь неё.
При подготовке текста использованы материалы National Geographic, Amateur Photographer и The Talks.