Анри Картье-Брессон один из известнейших фотографов в истории. Он является соучредителем фотоагентства Магнум, которое блестяще запечатлело не просто события, но и сам дух XX века. Жизнь фотографа была наполнена приключениями и волнениями, которые отразились в самой сути его работ, столь любимых многими.

Как можно научиться у маэстро лучше фотографировать? Перед вами семь основополагающих принципов работы великого Анри Картье-Брессона.
1. Будьте в гуще событий
Мир разлетается на куски, а Адамс и Вестон фотографируют камни! - Анри Картье-Брессон
1. Будьте в гуще событий
Мир разлетается на куски, а Адамс и Вестон фотографируют камни! - Анри Картье-Брессон

Вашингтон, США, 1957 г. Демонстрация в защиту гражданских прав
Почти сразу же после того, как Анри Картье-Брессон открыл для себя фотографию в 20х годах прошлого века, он задался целью исследовать новые места и быть в центре важнейших событий. Любопытство фотографа и природное любопытство были для него единым понятием.
Карьера Картье-Брессона доказывает важность для фотографов никогда не застаиваться, и следовать своей природной любознательности и избегать шаблонов.
2. Не думайте над композицией во время съемки
В фотографии визуальная гармония может вытекать только из развитых инстинктов Анри Картье-Брессон.
Карьера Картье-Брессона доказывает важность для фотографов никогда не застаиваться, и следовать своей природной любознательности и избегать шаблонов.
2. Не думайте над композицией во время съемки
В фотографии визуальная гармония может вытекать только из развитых инстинктов Анри Картье-Брессон.

Ленинград, 1973 г. Портрет Ленина на фасаде Зимнего Дворца по случаю 9 мая
Картье-Брессон известен прекрасно организованными композициями, в которых все элементы сцены идеально сбалансированы. И все же многие его фотографии были сняты спонтанно.
Он часто говорил, что работает на инстинктивном, практически подсознательном уровне. Картье-Брессон был способен запечатлеть внезапный момент действия и воплотить его в композиционно гармоничную фотографию.
Мастер всегда уделял композиции особое внимание, утверждая, что ее принципам нужно учиться постоянно, однако его подход напоминает нам, что в момент съемки все правила, которыми успешный фотограф должен владеть в совершенстве, на самом деле лишь помогают нашим собственным глазам: Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать ее только интуитивно
3. Черпайте вдохновение в чужих работах
Именно эта работа зажгла искру и побудила меня изучать фотографию и смотреть на мир сквозь объектив моей камеры Анри Картье-Брессон
Он часто говорил, что работает на инстинктивном, практически подсознательном уровне. Картье-Брессон был способен запечатлеть внезапный момент действия и воплотить его в композиционно гармоничную фотографию.
Мастер всегда уделял композиции особое внимание, утверждая, что ее принципам нужно учиться постоянно, однако его подход напоминает нам, что в момент съемки все правила, которыми успешный фотограф должен владеть в совершенстве, на самом деле лишь помогают нашим собственным глазам: Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать ее только интуитивно
3. Черпайте вдохновение в чужих работах
Именно эта работа зажгла искру и побудила меня изучать фотографию и смотреть на мир сквозь объектив моей камеры Анри Картье-Брессон

Мальчики, бегущие к прибою. Озеро Танганьика 1930 г.
Для Анри, парня решительного и следовавшего своим инстинктам, достаточно одной притягательной и яркой работы другого фотографа, чтобы фотография стала делом всей его жизни.
В 1931 году он впервые увидел фотографию Мартина Мункачи. На этой фотографии три мальчика бросаются в объятия волн озера Танганьика. Снимок сочетает в себе чудесную жизнерадостность и строгую композицию, которая и подкупила Анри Картье-Брессона и направила его на стезю фотографии.
4. Фотография должна нести в себе ценность еще до обработки
В 1931 году он впервые увидел фотографию Мартина Мункачи. На этой фотографии три мальчика бросаются в объятия волн озера Танганьика. Снимок сочетает в себе чудесную жизнерадостность и строгую композицию, которая и подкупила Анри Картье-Брессона и направила его на стезю фотографии.
4. Фотография должна нести в себе ценность еще до обработки
Как только кадр попал на пленку, мне уже неинтересно, что будет дальше. В конце концов, охотники не готовят пищу. Анри Картье-Брессон.

Конечно, с появлением цифровой фотографии многое изменилось. Но подход Анри Картье-Брессона к фотографическому восприятию, которое, по мнению мастера, начинается и заканчивается со спуском затвора фотоаппарата, актуален и сегодня.
Поразительно, что фотолабораторными работами собственных фотографий Анри никогда не занимался, а доверял проявку и печать своим коллегам, которым в этих вопросах полностью доверял. Его занимал только снимок в момент съемки, та картинка, которую он видел в видоискателе своего фотоаппарата. Все последующие манипуляции для него были вторичны.
Как известно, Картье-Брессон никогда не кадрировал и не обрабатывал свои снимки, они были ценны ему своей подлинностью.
5. Важен не фотоаппарат, а фотограф
Фотография не изменилась с момента ее зарождения, помимо технических аспектов, не имеющих для меня особого значения.- Анри Картье-Брессон.
Поразительно, что фотолабораторными работами собственных фотографий Анри никогда не занимался, а доверял проявку и печать своим коллегам, которым в этих вопросах полностью доверял. Его занимал только снимок в момент съемки, та картинка, которую он видел в видоискателе своего фотоаппарата. Все последующие манипуляции для него были вторичны.
Как известно, Картье-Брессон никогда не кадрировал и не обрабатывал свои снимки, они были ценны ему своей подлинностью.
5. Важен не фотоаппарат, а фотограф
Фотография не изменилась с момента ее зарождения, помимо технических аспектов, не имеющих для меня особого значения.- Анри Картье-Брессон.

Картье-Брессон никогда не скрывал, что все премудрости фотооборудования не особо его интересуют. В 1932 году он открыл для себя Leica 35 mm и использовал ее на протяжении всей своей фотокарьеры, почти всегда в паре с объективом 50 mm. Простая и незаметная камера (фотограф обклеил бликующие части фотоаппарата темной изолентой) позволила ему быть практически невидимым для будущих героев его фотографий.
Жизнь гораздо больше волновала Картье-Брессона, чем фотография.
6. Не упускайте момент!
Изумительная смесь эмоций и геометрии в одном мгновении. Анри Картье-Брессон.
Жизнь гораздо больше волновала Картье-Брессона, чем фотография.
6. Не упускайте момент!
Изумительная смесь эмоций и геометрии в одном мгновении. Анри Картье-Брессон.

Картье-Брессон старался снять любую сцену в момент, когда эмоциональный пик сюжета приобретал наиболее гармоничную композиционную форму. Он называл этот пик решающим моментом, что означало моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию
Выражение решающий момент впервые вошло в лексикон фотографов после выхода в свет в 1952 году книги Картье-Брессона Images a la Sauvette.
Он часто сравнивал свою любовь к стрельбе с любовью к фотографии. Проводимые параллели очевидны: терпеливо ожидать появления добычи или объекта съемки, прицеливаться сквозь ружейный прицел или видоискатель, подбирая наиболее подходящий момент для выстрела. Эта метафора свидетельствует о том, что Картье-Брессон никогда не теряет бдительность с камерой в руках. Его глаза всегда в поиске очередного момента, эмоций или юмора, которые он мог бы запечатлеть.
7. Сюжет превыше всего
Фотография ничто. Меня интересует жизнь. Анри Картье-Брессон.
Выражение решающий момент впервые вошло в лексикон фотографов после выхода в свет в 1952 году книги Картье-Брессона Images a la Sauvette.
Он часто сравнивал свою любовь к стрельбе с любовью к фотографии. Проводимые параллели очевидны: терпеливо ожидать появления добычи или объекта съемки, прицеливаться сквозь ружейный прицел или видоискатель, подбирая наиболее подходящий момент для выстрела. Эта метафора свидетельствует о том, что Картье-Брессон никогда не теряет бдительность с камерой в руках. Его глаза всегда в поиске очередного момента, эмоций или юмора, которые он мог бы запечатлеть.
7. Сюжет превыше всего
Фотография ничто. Меня интересует жизнь. Анри Картье-Брессон.

Дети, играющие в ковбоев Рим, Италия, 1951.
Внимание Картье-Брессона было на 100% поглощено объектом съемки, что и позволило ему запечатлеть столько потрясающих сюжетов. Подход Картье-Брессона к предмету и смыслу фотографий предельно прост. Он считает, что в момент съемки вовсе не обязательно знать, зачем ты вообще снимаешь.
В решающий момент все складывается в пользу фотографа, и он понимает, что нужно нажать на спуск. В результате получаются фотографии, которым не нужны дополнительные комментарии ими нужно просто любоваться! Что именно привлекло внимание фотографа выражение лица или какое-то определенное расположение людей станет ясно уже позднее.
В решающий момент все складывается в пользу фотографа, и он понимает, что нужно нажать на спуск. В результате получаются фотографии, которым не нужны дополнительные комментарии ими нужно просто любоваться! Что именно привлекло внимание фотографа выражение лица или какое-то определенное расположение людей станет ясно уже позднее.