Вы боитесь остаться без денег, вас не понимают близкие и никак не удается найти тот самый авторский стиль… Это лишь малая часть испытаний, с которыми вы, вероятно, столкнетесь, если решите, что фотография для вас нечто большее, чем хобби. Да, сперва будет трудно, но многие прошли этот путь успешно. Мы пообщались с фотографами, снимающими в различных жанрах, и узнали, что было сложнее всего, когда они начинали, и к чему готовиться новичку, если он решил бросить надоевшую работу и уйти в фотографию.
Артем Арутюнов, работает в жанре архитектурной фотографии
— Мой путь начался в 9-м классе. Мы с друзьями шли после уроков, и я увидел, что под машиной валяется непонятный чехол. Радости не было предела: я подумал, что там телефон! Но оказалось — Nikon Coolpix.
В 2016 году фотография заставила меня расти. Я начал получать удовольствие и признание. Тогда я завел группу во «Вконтакте», куда выкладывал свое творчество: от цветочков, которые я снимал на макрообъективы, до академической архитектуры, скульптуры, а потом уже урбанистики. Сейчас же я углубился в минимализм и уличную фотографию.
Я понял, что увлечение стало профессией, когда всё свободное от работы в офисе время начал посвящать творчеству. Мне было важно найти авторский стиль, максимально погрузиться в вопрос, что я умею делать и показывать, какие у меня основные фишки.
Полностью на фотографию я перешел в 2018 году. Но считаю это не профессией, а скорее ремеслом. Профессия — это когда ты получаешь только деньги, а я получаю и удовольствие, и развитие, и деньги, а еще подстегиваю себя делать что-то новое. Фотограф не может быть «законсервирован» в одном жанре — быстро выдохнется.
Сложнее всего в пути фотографа, который полностью самозанят, — поиск стабильности, клиентов, которые помогают держаться на плаву и совмещать коммерцию и творчество. А дальше по степени тяжести уже идет поиск творческого пути, преодоление синдрома самозванца, кризис самореализации.
Если же взять нематериальную сторону, то определись, в чем ты хорош, какие у тебя сильные стороны. Нет ничего важнее, чем попадание в нишу. Нужно уметь показывать себя той аудитории, который ты интересен, а не просто всем подряд. Максимальный охват возможен, когда ты «на дуде игрец и во всем спец», но таких людей мало.
Поиск авторского почерка — самое важное. Фотографов много, сфера переполнена. Идти сюда с розовыми мечтами в надежде, что вы найдете свою аудиторию, потому что держите камеру в руках, — неправильно.
Михаил Шестаков, портретист
— Снимать я начал 7-м классе, когда у меня оказалась родительская 1,5-мегапиксельная мыльница. Но профессионально занимаюсь фотографией я с 23 лет. Уже сложно вспомнить, с какого жанра я начинал. Когда это хобби, снимаешь всё подряд. Жанры осмысляются постфактум, а не в момент съемки.
Фотография переросла из хобби в работу естественно и постепенно. Я никогда не решал: «Буду фотографом и теперь начну себя продвигать». Я занимался фотографией по кайфу, просто потому, что меня от этого прет, я люблю это делать. И в какой-то момент друзья и знакомые начали спрашивать, могу ли я их поснимать. Люди сами стали готовы платить за то, что я делаю.
Новичку посоветую запастись терпением, как можно больше практиковаться и не ждать, что после одной, двух или даже десяти съемок научишься сразу и всему. Фотография — это труд, которому нужно посвящать всего себя. Если вы чего-то боитесь и ваше стремление упирается в страх, то нужно с этим разбираться. И всю жизнь спрашивайте себя: «Занимаюсь ли я тем, чем хочу?»
Нина Ипполитова, хоррор-фотограф
— Любовь к фотографии проснулась, когда мне было 6 лет. Тогда дома появилась первая мыльница, и я ее вообще не выпускала из рук. Потом, уже в подростковом возрасте, пришли соцсети, все захотели себе аватарки. Ко мне начали приходить старшеклассницы, что для меня было роскошно. Тогда же я начала брать деньги. Когда тебе 13–14 лет и ты получаешь 300 рублей за несколько снимков — это очень здорово!
В хоррор-стиле я работаю с 2016 года. Всё, что было до, я обнуляю и не считаю за стаж, так как тогда не могла найти себя и клиентуру. Мое увлечение переросло в работу, когда оно стало меня полностью обеспечивать, а я из стабильного нуля ушла в хороший плюс.
На начальном этапе сложнее всего было с семьей. Они не хотели понимать, как это — работать фотографом. Говорили, что это баловство, которое не сможет меня обеспечить, и вообще не мое.
Если смотреть на мой путь, то у меня один совет: идите напролом и никого никогда не слушайте. Снимайте то, что считаете нужным, потому что всем не угодишь. Не обращайте внимание вообще ни на кого!
Ирина Зинченко, работает в жанре «аккуратной эротики»
— Мой путь начался со школы, когда мама купила мне камеру. В 9-м классе я сняла первую свадьбу. Потом у меня был свой интернет-магазин, я надолго ушла в предметную съемку, но забросила всё, когда поступила в медуниверситет. Там я поняла, что это тоже не мое, и ушла в визаж.
Я отучилась на визажиста и решила, что хочу снова снимать. Сначала, в 2018 году, я фотографировала просто девочек в лесах, а позже переключилась на лав-стори. И однажды у меня получилась горячая съемка в моем стиле — аккуратная эротика. И я поняла, что — мое! Сейчас я развиваю это направление, так как вижу в нем определенную философию.
Увлечение переросло в работу, когда я приняла решение, что отныне очень ответственно отношусь к фотографии, что мне нужно наработать клиентскую базу, отснять портфолио, начать развивать соцсети. Я просто насобирала финансовую «подушку», купила камеру, объективы, ноутбук — и бросила работу в офисе.
Не бойтесь экспериментировать и выходить за рамки того, что вам говорят. Сразу тренируйте уникальное видение и стиль. Верьте в себя, не обесценивайте свой труд. Ну и продвигайте себя, конечно, потому что картинки, которые вы повесили перед столом и никому не показываете, никто и не увидит!
Автор: Лиза Чечевица